Джонка, китайская
22
июл
Скачать
- Название:Джонка, китайская
- Размер:3,7 Мб.
- Формат:tif
- Категория:До 1500 года
- Автор:нет
Скачать
Описание материала Джонка, китайская
Джонки — первые в истории кораблестроения суда, корпуса которых были разделены на водонепроницаемые отсеки перегородками из толстых досок, их назначение — спасти судно, если потекут швы, когда оно ударится о рифы. Пропущенный через корму руль появился на этих судах на несколько веков раньше, чем на ганзейском когге. Подробное описание джонок оставил известный средневековый путешественник Марко Поло после своего знаменитого путешествия в Китай в 1271 —1295 гг. Четыре мачты со множеством парусов оснащали корабль, на котором он путешествовал. У некоторых были еще две дополнительные мачты, которые ставили и убирали по мере необходимости.
Самые большие джонки имели в длину 60 м и ширину 10 м. При осадке всего 2 м они могли поднимать до 2 тыс. т груза.
Эти неуклюжие с виду суда имели хорошие мореходные качества, позволявшие им выдерживать жестокие муссонные ветры и тайфуны восточных морей. Корабелы Европы признали за джонкой такие преимущества, как высокая прочность, простота конструкции и высокая эффективность парусной оснастки. Благодаря малой осадке им были доступны и устья рек, и прибрежные морские воды.
О том, насколько глубоко в древность уходит история джонок, свидетельствует старинная китайская пословица. Она гласит, что боги построили джонки до того, как на свете появились люди. При этом их конструкция оказалась настолько удачной, что практически не изменилась за тысячелетия, так что в Китае и других странах Юго-Восточной Азии и сегодня еще можно увидеть джонки, почти не отличающиеся от тех, что когда-то описал Марко Поло.
Самые большие джонки имели в длину 60 м и ширину 10 м. При осадке всего 2 м они могли поднимать до 2 тыс. т груза.
Эти неуклюжие с виду суда имели хорошие мореходные качества, позволявшие им выдерживать жестокие муссонные ветры и тайфуны восточных морей. Корабелы Европы признали за джонкой такие преимущества, как высокая прочность, простота конструкции и высокая эффективность парусной оснастки. Благодаря малой осадке им были доступны и устья рек, и прибрежные морские воды.
О том, насколько глубоко в древность уходит история джонок, свидетельствует старинная китайская пословица. Она гласит, что боги построили джонки до того, как на свете появились люди. При этом их конструкция оказалась настолько удачной, что практически не изменилась за тысячелетия, так что в Китае и других странах Юго-Восточной Азии и сегодня еще можно увидеть джонки, почти не отличающиеся от тех, что когда-то описал Марко Поло.
Джонка — типичное судно с обшивкой из досок и высокой кормой. Строят джонки так: сначала сооружают борта, а затем настилают днище. Из мягкой, хорошо гнущейся древесины изготавливают продольные и поперечные связи корпуса — так называемый набор, разделяют судно поперечными и продольными переборками, придающими ему прочность и герметичность. Джонка имеет своеобразный парус, который крепят так, чтобы одна треть его выступала перед мачтой, а две трети оставались позади нее. Благодаря промежуточным реям ветровая нагрузка равномерно распределяется по всей мачте. Специальные снасти — шкоты, имеющиеся как на основных, так и на промежуточных реях, позволяют улавливать даже самый слабый ветер.
Красят джонки в самые разные цвета: красный, черный, желтый, зеленый и др. Корму украшают изображениями драконов, цветов и др. Подводная часть корпуса смоленая — темно-коричневого цвета. На носу выше ватерлинии белой и черной красками еще и сегодня по традиции рисуют глаза...
Красят джонки в самые разные цвета: красный, черный, желтый, зеленый и др. Корму украшают изображениями драконов, цветов и др. Подводная часть корпуса смоленая — темно-коричневого цвета. На носу выше ватерлинии белой и черной красками еще и сегодня по традиции рисуют глаза...
Китайские и японские джонки известны с глубокой древности. Они были более совершенны, чем суда европейцев аналогичного периода. Судостроение Китая, по мнению многих историков, зародилось раньше, чем в Египте. На своих судах они совершали и дальние плавания. До наших дней дошли довольно достоверные сведения о плавании китайцев в заморскую страну Фузан, которая по описанию очень напоминает Мексику. Это было за несколько тысячелетий до н.э. В Китае было создано более 300 видов джонок, неказистых с виду, но исключительно мореходных. Сохранившиеся и поныне, они поражают своей добротностью, вместительностью и практичностью. Все они — вне зависимости от назначения — конструктивно были очень похожи: плоское днище, вертикальные борта корпуса, слегка заостренный нос, тупая, обрубленная корма с каютами и рейковые паруса, плетенные из тростника.
В XIII веке венецианский купец Марко Поло писал: «Судно устроено из ели, имеет палубу, на ней находится около шестидесяти кают… Имеет один руль и четыре мачты… Прямоугольные паруса джонок изготавливались из циновок. Для управления служил стационарный руль. Корпус был плоскодонный с вертикальными бортами, слегка заостренным носом и высокой кормой.»
Как и в Европе, на скулах возле форштевня часто рисовались глаза. Надстройки в корме несколько выступали за корпус. В них размещался экипаж, находилась провизия. Упоминаются джонки, вмещавшие до тысячи человек. Конструкция джонки настолько рациональна, что почти без изменений просуществовала до нашего времени. По своим формам, которые не менялись сотни лет, эти джонки были наибольшими морскими судами Китая. Они совершали торговые рейсы до гаваней Персидского залива и Красного моря. Свое наименование они получили по месту постройки и наиболее часто перевозимому грузу. В горных районах провинции Фукиен рубили много деловой древесины, которую в плотах сплавляли по Фучжоу. Здесь стволы (столбы) связывали и снаружи борта крепили на джонках, построенных на местных верфяж. Таким образом древесину переправляли в Шанхай и другие места Китая.
В XIII веке венецианский купец Марко Поло писал: «Судно устроено из ели, имеет палубу, на ней находится около шестидесяти кают… Имеет один руль и четыре мачты… Прямоугольные паруса джонок изготавливались из циновок. Для управления служил стационарный руль. Корпус был плоскодонный с вертикальными бортами, слегка заостренным носом и высокой кормой.»
Как и в Европе, на скулах возле форштевня часто рисовались глаза. Надстройки в корме несколько выступали за корпус. В них размещался экипаж, находилась провизия. Упоминаются джонки, вмещавшие до тысячи человек. Конструкция джонки настолько рациональна, что почти без изменений просуществовала до нашего времени. По своим формам, которые не менялись сотни лет, эти джонки были наибольшими морскими судами Китая. Они совершали торговые рейсы до гаваней Персидского залива и Красного моря. Свое наименование они получили по месту постройки и наиболее часто перевозимому грузу. В горных районах провинции Фукиен рубили много деловой древесины, которую в плотах сплавляли по Фучжоу. Здесь стволы (столбы) связывали и снаружи борта крепили на джонках, построенных на местных верфяж. Таким образом древесину переправляли в Шанхай и другие места Китая.
Случайная модель