Hollandische Galiot, 1800, скачать с сайта - Корабль на столе

Hollandische Galiot, 1800

xBOINGx | 0 комментариев | просмотров: 27 | 1800 - 1900 год
05
авг



  • Название:
    Hollandische Galiot, 1800
  • Размер:
    2.9 Мб.
  • Формат:
    tif
  • Категория:
    1800 - 1900 год
  • Автор:
    нет

Описание материала Hollandische Galiot, 1800

Скачать чертеж - Hollandische Galiot, 1800

Просматривая старинные документы, мы часто встречаем такие обозначения типа корабля, как галиот, бомбарда или кэч. Под этими обозначениями подразумевается один и тот же тип корабля, который в разных европейских морских флотах по разному назывался. В Англии укоренилось название кэч, во Франции - бомбарда, в Голландии и других североевропейских государствах - галиот. Так называли небольшой, часто двухмачтовый корабль, происхождение которого нужно искать в 17 столетии. Этот небольшой военный корабль, вооружённый одной-двумя мортирами, применялся, как правило, против неподвижных целей, такие, как гавани, крепости или стоящие на якоре корабли. Позже, в 19 веке, это название перешло к небольшим судам прибрежного плавания и рыболовным судам.
   Мортиры уже более ста лет стояли на вооружении армий, прежде чем в 1682 году француз Абрахам Ду Квесне впервые вооружил ими новый тип корабля. Построен он был во Франции в 1679 г. как просто широкий корабль, с которого сняли фок-мачту, чтобы освободить место под тяжёлую мортиру. Набор корпуса бомбардирских кораблей был усиленным, особенно конструкция палубных балок. Чтобы выдержать орудийную отдачу при залпе мортир, нижняя палуба особо укреплялась по отношению к верхней.
   Стрельба в море была в те времена искусством в высшей степени ненадёжным. Целиться приходилось на удачу, и попадание было делом более или менее случайным. Достаточно нагляден тот факт, что, например, у 32-фунтового орудия зазор между ядром и стенками ствола доходил до 7,5 мм. Тем не менее, стрельба из мортиры галиота в те времена являла собой вершину развития морской артиллерии, хотя и была побочной ветвью последней, и результаты таких стрельб были впечатляющими. Стреляли по навесной траектории с невысокой начальной скоростью снаряда. Несмотря на несовершенную технологию изготовления орудий, погрешность при наводке коротким стволом мортиры была небольшой, и точность попадания была просто удивительной.
   Заряды, которыми стреляли мортиры, были круглой формы, пустотелыми внутри для взрывной начинки и имели в середине поясоподобное усиление.

   Наибольшая дальность стрельбы из мортиры достигалась при угле возвышения в 45-50°. В конце своей траектории заряды имели угол падения около 60° . Такие своего рода бомбы во флоте и армии опасались больше, чем ядра простых орудий.
   Заряжались мортиры общепринятым для тогдашней артиллерии образом. Порох был предварительно расфасован в кули по фунту, полфунта и четверть фунта. Кули разрывались, порох засыпали в ствол мортиры и утрамбовывали огромным банником. Затем в дуло закладывалась бомба. Внутренняя часть ствола сужалась уступом, так, что бомба надёжно лежала на нём своим выступающим краем. Выпуклый край, из которого торчал запальный шнур бомбы, находился вровень с дулом. Длительность полёта бомбы и его дальность рассчитывались с помощью простых таблиц и тригонометрических расчётов. На их основе определялось количество пороха и длина запального шнура. Перед выстрелом, предварительно запаливался шнур, а затем выстреливалось орудие. Наблюдая за целью, делались необходимые корректировки.
   Другой способ запаливания бомбы заключался в том, что пустотелый деревянный конус набивался порохом, вбивался в бомбу и поджигался непосредственно перед выстрелом. Недостатком такого способа была невозможность регулировки длительности горения запала.
 

   Позже вместо запального шнура стали применять деревянные трубки. Их наполняли порохом и снаружи делали штрихи или насечки, которые соответствовали определённой длительности горения запала. На нужной метке проделывалось отверстие, и запал вставлялся в бомбу. Перед выстрелом запал поджигался обычным способом. Были так же сделаны попытки вставлять бомбу в мортиру запалом вовнутрь. При выстреле от возгорания пороха поджигался так же и запал бомбы.
   Первой бомбардировке с моря подвергся Алжир. Француз Абрахам Ду Квесне в 1682 году тщетно пытался таким способом выкурить пиратов из своего гнезда.
   В 1770 году русские бомбардировали турецкий флот взрывными зарядами, которые алжирцы и генуэзцы (их первые жертвы) называли "изобретение дьявола, которое, надеемся, будет навсегда забыто". К сожалению, это изобретение было не только не забыто, но и с радостью подхвачено и развито всеми флотами мира.
   Во время Наполеоновских войн британский флот постоянно пополнялся бомбардирскими кораблями. Непрерывное нахождение в строю огромного количества бомбардирских кораблей было не только результатом их удачного применения. Одним только своим существованием они принуждали противника постоянно находиться в напряжённом ожидании, что один из таких кораблей вдруг однажды появится на горизонте.
   2 Апреля 1801 года британский флот напал на нейтральную Данию и частично уничтожил её флот. В сражении у Копенгагена в эскадре Нельсона (входившей в эскадру адмирала сэра Хайда Паркера) находились 12 линейных кораблей, 4 фрегата, 4 шлюпа, 7 бомбардирских кораблей, 2 брандера и 12 бригов. Бомбардирские корабли заняли позицию позади линии английских кораблей и начали обстрел береговых сооружений из мортир по навесной траектории через оба флота (английского и датского). Датчане так же отвечали залпами из мортир, но с меньшим успехом.
   В 1804 г. последовало безуспешное нападение английских бомбардирских кораблей на французскую десантную флотилию.
При втором нападении на Копенгаген с 13.08 до 07.09.1807 адмирал Гамбиер начал настоящую осаду. В его подчинении было 17000 солдат. Во время обстрела были уничтожены не только корабли, но и целые кварталы города были полностью разрушены.
   В том же году английский адмирал Даквёрс угрожал бомбардировкой Константинополю. Однако он вынужден был отступить, и при прохождении через Дарданеллы со стороны турок ему были нанесены значительные потери.
   В 1816 г. последовала бомбардировка Алжира объединённым англо-голландским флотом. При этом были с большим успехом применены бомбардирские корабли.
   Французский генерал Paixhans осуществил в 1824 году в Бресте идею стрельбы бомбическими снарядами из недавно изобретённых орудий. Вскоре все ведущие флоты мира приняли их на вооружение.
   Впервые применила эти орудия Пруссия 5 апреля 1849 года при обороне Еккерфьёрде против датского линейного корабля Christian VIII и фрегата Gefion. Оба корабля не имели парового привода и поэтому после первой попытки подавить береговые батареи их снесло сильным восточным ветром под крепостные орудия, и они были вынуждены спустить флаги. Линейный корабль взлетел на воздух, унеся вместе с собой жизни как датчан, так и пруссаков, помогавших его тушить. Носовую фигуру с корабля Christian VIII можно и теперь увидеть в замке Готторф в Шлезвиге.
   Один из следующих случаев применения бомбических орудий последовал 30 ноября 1853 года в Чёрном море. Русская эскадра в течение пяти минут подавила огонь береговой батареи и затем уничтожила стоящую на якоре в Синопской бухте турецкую эскадру, взорвав при этом один фрегат. В следующем году русские применили эти орудия при обороне Севастополя против англичан и французов. В течение немногих минут на палубе линейного корабля Queen взорвалось три бомбы, вызвав панику среди команды, которая в беспорядке покинула корабль, бежав на стоящий во второй линии буксирный пароход. На Queen вспыхнул пожар и его пришлось срочно отбуксировать из-под огня.
Это были немногие случаи применения такого рода орудий в различных странах и флотах. Изобретение генерала Paixhans постоянно развивалось и дошло до нас в виде современной артиллерии с её разнообразными орудиями и снарядами.
   Прежде, чем мы перейдём непосредственно к нашему галиоту, обратимся ещё раз к тогдашней политической обстановке в Европе. В 1789 году во Франции произошла революция. Это событие вызвало среди простого народа необычайное воодушевление. Французская революционная армия ураганом прошлась по соседним странам. Повсюду, казалось, воцарились новые времена. В 1795 году революция достигла Голландии. На её территории возникла Республика Батавия, полностью зависящая от Франции. Позже генерал от артиллерии Бонапарт объявил себя императором и поделил Европу среди своих родственников. Таким образом Нидерландам "посчастливилось" заиметь императором Людвига Бонапарта, брата Наполеона I и отца будущего императора Наполеона III. Позже он стал королём Королевства Голландии. В 1810 г. Нидерланды были присоединены к Франции. Час свободы пробил для Голландии лишь в 1815 г., когда коалиционные войска Пруссии, России, Англии, Австрии и остальных европейских государств разбили армию Бонапарта, сначала при Лейпциге в 1813 г. и окончательно при Ватерлоо в 1815 г.
   Источник чертежей для нашего бомбардирского галиота 1800 года был найден в труде адмирала Эдмонда Париса "Souvenirs de Marine I". Адмирал Парис был с 1871 года и до своей смерти 8 апреля 1893 хранителем морского музея в Париже. С 1882 года по 1908 под его редакций вышло шесть книг с чертежами кораблей со всего света, от античных времён и до конца 19 столетия. Идеей Эдмонда Париса было по его собственным словам: "собрать и сохранить для потомков всё, что из оригиналов, манускриптов, чертежей и прочих подобных документов ещё сохранилось". В предисловии к первому изданию "Сувениров" Парис обратился к морякам и судостроителям с призывом высылать ему такие документы для последующего опубликования.
   Наш галиот можно найти в первом томе "Сувениров" на вкладке №53. Эти чертежи Парису предоставили морской министр капитан Виккерс и лейтенант Руйтер де Вильдт. На чертеже мы находим следующие размерения галиота:
   Длина между штевнями 27,5 м Ширина по наружной обшивке 8,6 м Осадка 3,3 м
   Кроме того, на чертеже можно обнаружить следующие пометки: "Амстердам 1800" и "так как корабли такого типа больше не строят, было бы интересно оставить на память".
   Особенностью бомбардирского галиота был его грота-штаг, который не был, как обычно, просто толстым тросом, а был сделан из цепи, что смотрелось очень странно среди пеньки бегучего и стоячего такелажа. Использовать цепь приходилось потому, что при залпах мортир пенька быстро перегорала и рвалась. Непосредственно перед стрельбой весь передний такелаж галиота снимался и оставлялся только цепной грота-штаг, который удерживал грот-мачту спереди.
   К вопросу о том, использовалась ли в 1800 годах в Голландии в подводной части кораблей такого размера медная обшивка, можно сказать следующее: обшивка из меди была введена в Голландии в 1777 г., однако в 1800 году употреблялась далеко не везде. Кроме того, не надо забывать, что во "французскую эпоху", как называют в Голландии республику Батавия и последующее королевство до 1815 г., царил экономический упадок и такой дорогой материал, как медь, не пускали на обшивку кораблей. Примером тому может послужить модель брига L'Egyptenne 1804 г в Голландском Историческом Морском Музее в Амстердаме, которая покрашена в подводной части белой краской.
   Напоследок, истины ради, вынужден добавить, что на запрос в вышеупомянутом музее о подтверждении факта постройки галиота, был получен ответ, что наш бомбардирский галиот в Амстердаме никогда не строился. Четыре последних бомбардирских галиота построили в 1695 году.
   Что же с нашим кораблём? Может заказ на постройку корабля получила другая верфь, в другом городе? Может речь шла о корабле, который планировалось построить для поддержки наполеоновского десанта в Англии, но из-за недостатка материалов закладка постоянно откладывалась, а после Трафальгарской битвы планы корабля отложили до лучших времён? На эти вопросы мы, наверное, уже ни когда не получим однозначный ответ и остаётся лишь надеяться, что, хоть и с опозданием в 170 лет, но корабль всё же будет построен. В качестве модели.
Прокомментировать