Гукор, архангельский, 1737, скачать с сайта - Корабль на столе

Гукор, архангельский, 1737

xBOINGx | 0 комментариев | просмотров: 57 | 1700 - 1800 год
30
июл



  • Название:
    Гукор, архангельский, 1737
  • Размер:
    4.5 Мб.
  • Формат:
    jpeg/jpg, djvu
  • Категория:
    1700 - 1800 год
  • Автор:
    нет

Описание материала Гукор, архангельский, 1737

 Гукорами (иначе -гукр, гукер-яхт, гукар, гукер, гуккер - от гол. (hoeker) называли небольшие двухмачтовые суда, использовавшиеся в качестве вспомогательных, для прибрежного дозора и посыльной службы. В гражданском флоте они служили для перевозки грузов по Ладоге и Онеге еще в начале XX в., плавали по Белому морю. 
   Гукор военно-морского флота имел водоизмещение около 350 т, был вооружен пушками, которые размещались на верхней палубе (до 12), экипаж насчитывал до 90 человек. 
   Для парусного вооружения гукора были характерны высокая грот-мачта, располагавшаяся почти на миделе, и непропорционально длинный бушприт с выдвижным еще утлегарем. Смещенная в корму бизань-мачта по высоте обычно составляла около двух третей грот-мачты. Суда этого типа отличались хорошими мореходными качествами. Они были довольно быстроходными и послушными рулю. Работа с парусами на гукоре была необременительной. С убранным утлегарем и опущенной стеньгой (с брам-стеньгой) гукор был остойчивым в шторм. 
   О самом Кроншлоте определенно можно сообщить лишь дату его рождения - заложен в Архангельске 12 июля 1736 г., спущен на воду 5 мая 1736 г. Эти данные взяты из труда Ф.Ф.Веселаго "Список русских военных судов с 1668 по 1860 г.г." (СПб.,1872). Однако в "Списке…" фигурируют два Крошлота, поэтому трудно было выбрать чертеж - прототип чертежа Крошлота. Дело в том, что в практике работы архангельских верфей существовала традиция, затруднившая поиск. По свидетельству историка С.Ф.Огородникова, "летописца" города и порта Архангельск, существовало правило: судам, строящимся в Архангельске для Балтийского моря, названия не присваивать до их прихода в Кронштадт. До тех пор суда числились от момента рождения, как мы скажем, под строительными номерами: 1, 2, 3 и т.д. Под этими им выдавался "временный патент", с которым они и совершали переход вокруг Скандинавии. Кроншлот, пробившийся к Архангельску по завершении своего похода, не был первым кораблем, освоившим это направление. В 1728, 1729 и 1730 г.г. этим путем пришли по два фрегата, в 1731 г. - фрегат и пакетбот, в 1733 г. - два фрегата. 
   В качестве прототипа чертежа гукора "без названия" был выбран чертеж судна со строительным номером 1, точнее его копия, снятая с "ластовых судов учеником Антоном Быковым" (ЦГАВМФ, ф.327, оп.1. д.5700). Проанализировав историю судов Соломбальской верфи, можно установить, что Кроншлот относится именно к этой серии. 
   Гукор Кроншлот был исключен из списков судов флота в 1755 г. Точно дальнейшая его судьба неизвестна. Существуют две версии. В соответствии с первой судно разобрали на дрова в Кронштадте, в соответствии со второй, более заманчивой, но до конца не проверенной, Кроншлот в 1755 г. в группе таких же судов был затоплен для укрепления дамбы кронштадтского канала. 
   Любопытна процедура выбора технических данных по судну, существовавшая на Соломбальских верфях, а так же и сама процедура его строительства. Обычно с получением указания "сверху" о постройке судна капитан военного порта давал корабельному мастеру верфи устное задание "сделать чертеж". При этом он заранее оговаривал самые важные требования к будущему кораблю. Исполненный мастером чертеж затем рассматривали другие мастера, сведущие каждый в своей части. Они не только могли, но обязаны были высказывать свои замечания, невзирая на одобрение начальства, если такое уже было получено. После этого чертеж представляли на утверждение в Адмиралтейство-коллегию. По возвращении чертежа в контору военного порта его еще раз рассматривали, что влекло за собой появление новых исправлений и корректировок, если таковые почитались нужными. Когда же единства взглядов наконец удавалось достичь, чертеж подписывали мастера участков и мастер верфи. Начиная с этого момента чертеж становился обязательным документом для закладки судна. 
   После закладки киля, которая сопровождалась совершением молебна, все мастера - участники сооружения судна должны были окончательно согласовать и утвердить "известные пропорции длины, ширины и глубины трюма". На их основе каждому мастеру предлагалось готовить "все потребное" для постройки. Эти росписи предъявляли в контору. В конце каждого этапа работы мастера подавали рапорты о ходе их выполнения. Сообщать нужно было об успехах, а "равно и об упущениях". Как видим, в те времена удавалось обходиться минимумом казенных бумаг, даже в чертежно-технологической части нередко руководствовались лишь знанием "пропорций" это не мешало делу, ведь каждое решение принималось с учетом опыта мастеров. 
   Парусное вооружение гукора не было неизменным. В более поздние времена эти суда были вооружены как "полуторамачтовый" кеч с косыми парусами. Известно, что ранние гукоры несли на обеих мачтах прямые паруса. На грот-мачте могли быть один-два или даже три прямых паруса, бизань-мачта имела прямой крюйсель и бизань-трисель. 
   Суда этого типа, построенные в разных странах, имели свои особенности. Поэтому, конечно, можно спорить о том, насколько точна реконструкция облика Кроншлота, воспроизведенная здесь. Лишь новые архивные документы способны сказать свое слово. Но любые, пусть даже важные, детали не затронут главного - два с половиной века назад русские моряки пришли к мысли о том, что учебные суда полезны, нужны, настоятельно необходимы. И такое судно появилось. Это и был Кроншлот - предтеча многих других учебных судов, в том числе и нашего времени.

Прокомментировать